Я прекрасно понимаю, как сложно требовать от себя, а особенно от ребёнка соблюдения даже простого режима дня (во время ложиться, вовремя вставать и кушать), но всё же выработку профессионального отношения к избранному виду деят-ти, требуется прививать с детства.
Отдельно для родителей:
Детям это должно быть представлено не иначе как требование, пусть минимальное и компромиссное, но именно не предложение, а требование! Мы же не спрашиваем ребёнка, хочет ли он почистить зубы... Это надо делать вопреки желанию, лени и т.д., есть вещи, которые просто НАДО делать, а почему НАДО, всё же желательно объяснить ТАК, чтобы это НАДО в глазах юнного спортсмена приобретало значение и уж тем более не выглядело как "НАДО, ПОТОМУ ЧТО НАДО..." или "ПОТОМУ ЧТО МЫ ТАК ХОТИМ!", "Я ТАК СКАЗАЛ!!!".
ПОВТОРЮСЬ, это не должно выглядеть как насилие, в идеале должно быть похоже на некую ИГРУ, как это сделать зависит от личностных качеств и терпения родителя. Если Вам трудно с этим справиться, возможно Вам с этим помогут специалисты, в т.ч. и тренеры нашего Центра, работающие с детьми.
Режим дня - это своеобразная культура спортсмена.
Любой режим дня, требует, как правило, систематичной последовательности (построения, повторности определённых действий и следование им). От спортсмена уровня начальной подготовки требуется по большей части, только:
1. Ложиться не позднее 22.00.
2. Спать не менее 8-9 часов (а лучше 8-9 ч ночью и 1-2 часа днём).
3. Стараться придерживаться основ рационального питания (минимум - это есть кашу с утра и в течение дня не ходить голодным, ни в коем случае).
4. Больше находиться на свежем воздухе. Вот и всё! Это обязательный минимум молодого спортсмена, во взрослом спорте на плечи тренирующегося ещё ложится такой важный аспект как САМОВОССТАНОВЛЕНИЕ (самомассаж и т.д.). Сейчас по сути это забота ложиться на плечи родителя.
Виды восстановления и их средства.
Существует несколько видов восстановления и восстановительных мероприятий после занятий физической нагрузкой.
Вот они:
Педагогические средства восстановления: К педагогическим средствам относят целесообразное построение тренировочного процесса, рациональное чередование нагрузок разной направленности и отдыха, оптимальное соотношение средств общей и специальной подготовки, объема и интенсивности упражнений, своевременное использование восстановительных и «контрастных» циклов тренировки, упражнений на расслабление, дыхательных упражнений.
Педагогические средства - основные, так как без них не имеет смысла применение специальных средств ускорения восстановления.
Психологические средства восстановления:
Психологические средства направлены на быстрейшую нормализацию нервно - психического статуса спортсмена после напряженных тренировок и особенно соревнований, что создает необходимый фон для восстановления функций физиологических систем и работоспособности. Сюда можно отнести как психопедагогические средства (такие, например, как оптимальный моральный климат, положительные эмоции, комфортные условия быта и тренировки, интересный разнообразный отдых, щажение психики спортсмена, особенно в предсоревновательном периоде и непосредственно после соревнований.
Гигиенические средства восстановления:
К ним относятся: массаж, сауна, парная баня, контрастный душ и т.д.
Физио и гидротеропевтические средства восстановления:
физиотерапия, гидро-, бальнео-, электро-, свето- и теплопроцедуры, аэроионизация и т.д.
Медико-биологические средства восстановления: фармокологическая поддержка организма, витаминизация, восстановительные компрессы и т.д. Комплекс восстановительных средств и мероприятий очень велик и на уровне сборных команд России, сейчас применяются и учитываются большинство, в задачу любого спортсмена входит подбор хотя бы, "обязательного минимума", для восстановления организма после тяжёлых тренировок:
Это: 1. Массаж - 1-2 раза в неделю.
2. Сауна ил баня - 1 раз в неделю (в конце недели, после игры).
3. Правильное питание.
4. Регулярная витаминизация, особенно в зимний период.
5. Полноценный сон и активный отдых.
Профилактика перетренированности.
Если величина нагрузок не соответствует восстановлению (неадекватность требований), то атлет входит в состояние тренировочного "плато" (застой), а затем происходит и снижение всех спортивных показателей.
Легкая степень перетренированности требует несколько дней отдыха или снижения активности тренинга до полного восстановления физического состояния спортсмена. Если допустить развитие более тяжелой степени, то симптомы будут неуклонно прогрессировать, а состояние тренирующегося может сильно ухудшаться, для восстановления может понадобиться несколько недель и даже месяцев.
Возникновению перетренированности способствуют следующие факторы:
нарушение суточного ритма организма, заболевания, плохое питание, высокие психо-эмоциональные нагрузки в школе, тяжёлая атмосфера дома и др. факторы.
Симптомы перетренированности:
- отсутствие тренировочного прогресса или регресс;
ПРОФИЛАКТИКА ПЕРЕТРЕНИРОВАННОСТИ, ВСЕГДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОПТИМАЛЬНОМ СООТНОШЕНИИ ОБЪЁМА ТРУДА И ОТДЫХА, ПОСЛЕ ЛЮБОЙ ИНТЕНСИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ДОЛЖНО БЫТЬ АДЕКВАТНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Адекватность восстановления это, к сожалению, настолько индивидуальный параметр, что трудно давать какие-либо конкретные дозировки того или иного восстановительного мероприятия или средства. Только лишь личный опыт спортсмена, поможет не допустить запущенности состояния, вовремя даст тонкую (часто интуитивную) оценку положению вещей. ГЛАВНЫЙ РЕЦЕПТ - ЭТО ИЗУЧЕНИЕ СВОЕГО СОСТОЯНИЯ (этому очень способствует ведение тренировочного дневника). РЕГУЛЯРНЫЕ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ и НАБЛЮДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КРИВОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТРЕНИНГА.
Статю подготовил: Переверзев Артур Алексеевич
В статье использованы материалы из Энциклопедии физической подготовки - Захарова Е.Н., Карасёва А.В., Сафонова А.А.
(Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасёва. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.)
Уважаемый посетитель сайта! Чтобы скачать, Вам нужно кликнуть по рекламе.